Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображением другого, а необходимое дополнение.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей.
Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинесиологические упражнения. Кинесиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинесиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие
Основную часть кинесиологического комплекса занимают упражнения для рук и ног, направленные на синхронизацию работы полушарий, путем выполнения движений противоположного направления.
Например:
1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
2. «Лезгинка». Левую руку надо сложить в кулак, большой палец, отставив в сторону. Кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 5 – 6 раз.
3. «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».
4. «Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть к себе. Можно предложить детям двигать тем пальцем, который назовешь. Можно выполнить движение выворачивания, сцепленных таким образом рук, по направлению к себе, а потом впереди обратно в исходное положение.
5. «Перекрестные движения». Выполнение перекрестных координированных движений одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем то же делается левой рукой и правой ногой.
6. «Кулак». «Ребро». «Ладонь». Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.
Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.
7. «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

В состав кинесиологических упражнений обязательно включаются упражнения для глаз. Эти упражнения улучшают кровоснабжение, способствуют улучшению координации движения глаз и головы, улучшают упругость век, предупреждают косоглазие, являются профилактикой астигматизма. Возможно использование в комплексе следующих упражнений:
1. «Стрельба глазами» влево – вправо, вверх – вниз по 6 раз.
2. Рисование глазами кругов по часовой стрелке и против часовой стрелке по 6 раз.
3. Письмо глазами цифр от 0 до 9.
4. Письмо своего имени, фамилии глазами.
5. Смотреть вдаль 30 – 40 с. Перевести взгляд на палец на расстоянии 25 – 30 см от глаза и смотреть 3 – 5 с. Повторить 3 – 5 раз.
6. Повороты головой с целью увидеть предметы, находящиеся сзади. Упражнение выполнять 2 – 3 раза для правой и для левой стороны.
7. Закрыть глаза и вообразить, что на них светит солнце. Поморгать глазами, представить темноту и расслабиться.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ

ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ

— Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
— выкладывания узора из мозаики;
— нахождения различий в двух похожих картинках;
— срисовывания по клеточкам;
— нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.
— Устраните отвлекающие факторы.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Память можно определить, как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.
Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).
Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.
Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.
Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
При появлении у ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Учите ребенка:
1. Чаще запоминать разную информацию (факты, даты, имена людей, номера телефонов, новые слова, названия и т. п.) устно, не используя записи.
2. Проговаривать вслух (пересказывайте) то, что необходимо запомнить. Для сохранения информации в памяти чаще ее повторяйте.
3. Использовать для запоминания и сохранения информации разные приемы: схемы, графики, рисунки, планы.

4. Когда ребенок воспринимает и запоминает новый материал, необходимо осмысливать его, представлять в виде образов или сравнивать с уже известными фактами, мыслями, переживаниями.
5. Если нужно запомнить новый материал, постарайтесь найти в нем что-то интересное, необычное, вызывающее положительные эмоции.
6. Ставьте перед ребенком конкретную цель: запомнить необходимую информацию.

Рекомендации по развитию зрительной памяти
1. Пусть ребенок перед сном как можно ярче представит детали дневных впечатлений (что с ним происходило, каких людей встречал, какое выражение лица было у этих людей, во что они были одеты).
2. В течение некоторого времени (от 1 до 3 недель) ежедневно по 2-3 раза делайте следующее: ребенок, посмотрев на окружающую его обстановку, закроет глаза и назовет все предметы, которые его окружают. Откроет глаза и проверит правильность своего ответа.

Рекомендации по развитию слуховой памяти
1. Учите наизусть стихи. Пусть это будут небольшие отрывки, но каждый день - и через пару месяцев вы почувствуете первые результаты.
2. Воспроизводите фрагменты песен вслед за певцом.
3. Попробуйте воспроизвести какие-либо ритмичные звуки при помощи постукивания.

Рекомендации по развитию двигательной памяти
1. Если вы увидите ломаную или кривую линию, попробуйте как можно точнее воспроизвести ее на бумаге. Затем сравните исходную линию с тем, что у вас получилось.
2. Хорошо помогают улучшить двигательную память занятия танцами.
3. Двигательную память хорошо развивает копирование букв и слов на иностранном языке, особенно иероглифов. Можно также копировать тексты на незнакомом языке.

Все эти упражнения желательно выполнять систематически (лучше ежедневно) для развития памяти и поддержания ее на хорошем уровне в течение длительного времени.