Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место: физический или психологический. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь. Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора, и на зрителей. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез.
Нужно обозначить травлю как болезнь ГРУППЫ. Если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть – насилием.

«7 шагов к прекращению травли в детском коллективе».

Назвать явление. Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют – это называется ТРАВЛЯ. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.


Дать однозначную оценку. Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы травить друг друга.


Обозначить травлю как проблему группы.


Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор.


Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт. Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять.
Мониторинг и поддержка позитивных изменений
Гармонизировать иерархию.

Необходимо прийти к тому, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней.

Праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование – арсенал богатый.Чем дольше группе предстоит прожить в этом составе, тем этот этап важне. Признак гармоничной групповой иерархии – отсутствие жестко закрепленных ролей «альф», «бет» и «омег», гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той – другой. Один лучше всех рисует, другой хохмит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.