Работа  группы «Читаем вместе» как платформа для  реализации идей  казахстанского общественного движения

 «Кітап. Ел. Рух.»

"Две вещи есть, которые

 формируют человека, – это то, что

 ты читаешь, и с кем ты общаешься»

Н. Назарбаев

            Базовый проект Программы модернизации общественного сознания под названием «Кітап – білім бұлағы»   направлен на  возрастание  роли книги в жизни общества, пропаганде чтения. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно  совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. В рамках реализации данного  Базового проекта  государственной Программой  «Рухани жангыру» запланировано проведение ряда ключевых событий, в том числе и такое, как «Кітап. Ел. Рух.» (массовое общественное движение «Читающая нация»).  Педагогический, гимназический и родительский  коллективы КГУ «Гимназия № 21» акимата города Рудного принимают активное участие в реализации намеченных государством задач, одной из приоритетной которой  является возрождение читательского интереса и спроса.

             Для учительского состава гимназии  интерес к чтению  является ещё и достойным инструментом  самообразовательного процесса. Ведь самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Вот именно и эти действия были положены в основу создания в гимназии творческой группы «Читаем вместе», как одной из форм методической работы, которая играет особую роль в непрерывном повышении квалификации педагогов. В Положении гимназии «О творческой группе учителей» говорится: «Творческая группа учителей создается на добровольной основе из числа педагогов, проявляющих интерес к решению определенных педагогических и методических задач, что способствуют повышению качества образования и создает условия для самореализации и самоактуализации педагога». Педагогический коллектив нашей гимназии второй год участвует в работе творческой группы «Читаем вместе», одной из задач которой является поднять уровень читательской активности  учителей.

 

Паспорт творческой группы «Читаем вместе»

Цель: Мобилизация творческого потенциала учителей, поддержка творческой самореализации личности  в поиске новых эффективных форм повышения профессионального мастерства

Задачи:

  1. содействие успешной реализации Базового  проекта Программы  «Кітап – білім бұлағы» 
  2. повышение профессионального уровня через чтение художественной и документальной литературы
  3. сплочение педагогического коллектива

Тип: проблемная творческая группа, в режиме временного творческого коллектива.

Срок работы группы: бессрочный, активность группы в декабре-январе.

Постоянные члены группы: молодые специалисты, руководители МО, учителя, находящиеся на аттестации.

Руководитель группы:  Майер О.В., учитель русского языка и литературы.

 

5 вопросов, которые расскажут о работе группы

Как формируются группы?

Творческая группы формируется в декабре каждого года и состоит из 12-15 человек. Обязательно в работе группы участвуют молодые специалисты, руководители МО, учителя, находящиеся на аттестации. Остальные члены коллектива могут участвовать по желанию. Поэтому состав группы ежегодно изменяется или дополняется. 

Как выбираем литературу?

         Литературу подбираем в трех направлениях: методическая литература, художественная литература о школьных буднях и мировой бестселлер. Любой из педагогов гимназии может предложить книгу, рассказав об авторе книги и кратко описав ее. Каждый член группы может выбрать ту книгу, которая ему понравилась.

Список книг, обсужденных в группе за 2 года

Методическая литература

Художественная литература

Мировой бестселлер

А.А. Бизяева

«Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия»

Хайтани Кэндзиро
«Взгляд кролика»

Анна Гавальда

 «35 кило надежды»

Масару  Ибуки
  «После трёх  уже поздно»

Наталья Соломко «Белая лошадь – горе не  мое»

Ишмаэль Бих

«Завтра я иду убивать»

 

Как обсуждаем прочитанное?

Обсуждение прочитанного проходит в два этапа. Сначала учителя  собираются в неформальной обстановке и делятся своими впечатлениями, обсуждают наиболее яркие моменты и образы из книг. Руководитель группы раздает листы рефлексии. Например, за время работы группы применялись такие виды рефлексии, как «Мишень», «Корзина идей», «система 3-П Ицхака Пинтосевича».  Например, система 3-П  представляет собой ответы на следующие вопросы по памятке.

Каждый раз, прочитав главу или страницу, остановись. Задай себе три вопроса и на каждый из них дай по три ответа.

1-П: Что я понял?

  1. _____________________________________________
  2. _____________________________________________

3.

Сведи всю информацию к трем важным для тебя понятиям. Сформулируй их своими словами и запиши. Это твое резюме.

2-П: Что я планирую с этим сделать?

  1. _____________________________________________
  2. _____________________________________________
  3. _____________________________________________

Если информация не приносит пользы и ты не можешь ее использовать, может быть, не стоит ее запоминать? И наоборот, если можешь это применить прямо сейчас, сделай это. И точно запомнишь!

3-П: С кем я планирую поделиться своим пониманием (1-П) и своим планом (2-П)?

  1. _____________________________________________
  2. _____________________________________________
  3. _____________________________________________

Когда ты объясняешь кому-то свое понимание, то закрепляешь его в своей памяти, мышлении. Когда делишься своим планом, берешь социальное обязательство на его выполнение. Можешь даже пообещать его выполнить. Таким образом,  ты создаешь новую реальность, в которой будет сложно ничего не сделать. А делать – это и есть смысл любых новых знаний. Только действия дают результаты.

На втором этапе обсуждение литературы продолжается на педсовете в январе месяце. Руководитель группы продумывает презентацию и предлагает выступить членам группы перед всем коллективом. Презентация всегда проходит творчески, ярко, познавательно для всех членов коллектива. Именно эти обсуждения побуждают  педагогов участвовать в дальнейшей работе группы и вносить свои предложения.

Как работа группы влияет на практику учителей? Ответ на этот вопрос можно найти в размышлениях самих учителей. Учителя, участвующие в работе группы,   отмечают следующее:

1.В диалоговой среде рождается истина.

  1. Добровольное участие гарантирует заинтересованность участников в деятельности.
  2. Художественная литература о школе, учителях и жизни учеников может повлиять на переосмысление своей практики преподавания и обучения.

           …Встречи творческих групп, выступления на педагогическом совете руководителя и спикеров групп ещё раз доказали, что мы на правильном пути, что           повышение профессионального уровня возможно и  через чтение и анализ  художественной и документальной литературы.

Чем отличается группа от других творческих групп?

В творческой группе учитель может выделиться не должностью, а масштабом достижения цели, умением работать в команде, личностной   оценкой прочитанного, поиском педагогической или жизненной  истины.

Для создания группы не требуются административных приказов,  и каждый может стать ее членом по своему желанию.

         "Две вещи есть, которые формируют человека, – это то, что ты читаешь, и с кем ты общаешься»,  - сказал Н. Назарбаев во время урока патриотизма в столичной школе-лицее № 64.  На втором этапе  деятельности группа «Читаем вместе» расширила   диапазон, пригласив и включив  в свою работу  и  родителей гимназистов. Ярким примером  такого взаимодействия служит организация и проведение в девятых классах родительского собрания по книге  А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее».

Ожидаемый результат:

  1. 100% учащихся и 50% родителей прочитают перед собранием книгу А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»;
  2. Родители и дети смогут самостоятельно разработать шаги коммуникативных отношений навстречу друг к другу.
  3. Хорошее настроение, эффективная групповая работа помогут понять, что «время всегда хорошее» и только сам человек является создателем своего жизненного пути.

         Во время проведения данного мероприятия   и гимназисты, и родители  занимались  исследовательской деятельностью. Была поставлена задача: доказать или опровергнуть  убеждение героини произведения бабы Любы, которое являлось  эпиграфом  собрания: «Так что время и тогда было хорошее, и сейчас отличное, а будет ещё лучше». Вопрос, на который нужно было дать ответ: с какой интонацией, восклицательной или вопросительной, читать данную цитату, а  может просто поставить многоточие и оставить этот вопрос открытым. Вот эти вопросы и решали дети и родители девятых классов с помощью классных руководителей и предложенных ими форм взаимодействия: путешествие в 1980 год, работа в группах, мастер-классы родителей по атрибутам пионерской организации и игре в «Резинку» на переменах, защита постеров на тему «Время всегда хорошее. Миф или реальность?», показ социального ролика о родителях 9 класса «А», выпущенного на уроке истории совместно с учителем Турковой И.А.,  и беседа по профориентации. Время пролетело быстро,   и был сделан единственный вывод: «Время, действительно, всегда хорошее, нужно только идти в ногу с этим временем».

 Ожидаемый        результат превысил свой показатель. Книга была прочитана большим процентом родителей, и, по отзывам всех присутствующих на собрании, данное мероприятие дало возможность увидеть другими глазами родителям своих детей, и соответственно детям своих родителей.

          Отношение к книге  воспитывалось практически с момента написания первого печатного творения и до сих пор остается вопросом этики и культурного уровня человека. Недаром Александр Герцен утверждал: «Без чтения нет настоящего образования, нет,  и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века». Вот поэтому коллектив гимназии № 21 города Рудного активно влился в массовое казахстанское  общественное движение «Кітап. Ел. Рух.» («Читающая нация»), предложенное программной статьёй  президента Назарбаева Н.А.  «Рухани жангыру - взгляд в будущее», и, конечно же,  продолжит работу по сохранению  и приумножению  духовных и культурных  ценностей казахстанцев.