Чтение  как инструмент духовного и интеллектуального прорыва нации

(группа «Читаем вместе»-4)

Чтение — не простое перевертывание страниц. Это раздумья над написанным, пометки на полях, мысленные сопоставления с другими книгами, поиски новых идей или образов. Не имеет смысла читать, если вы просто «глотаете» книгу, а через десять минут забываете, о чем она. Чтение книги — это упражнение для вашего ума, гимнастика для мысли,  развивающая воображение.

 Ноам Хомский, ученый-лингвист

         Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение, которое  не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки.

                    Педагогический коллектив нашей гимназии по инициативе заместителя директора по учебно-воспитательной работе Турковой И.А. уже несколько лет  участвует в работе творческой группы «Читаем вместе», целью которой является поднять уровень читательской активности  учителей как общеобразовательных, так и музыкальных  дисциплин.

Задачи:

  1. содействие успешной реализации Базового  проекта Программы  «Кітап – білім бұлағы» 
  2. повышение профессионального уровня через чтение художественной и документальной литературы
  3. сплочение педагогического коллектива

 

«Самообразование педагога - одно из важных условий совершенствования  профессионализма и педагогической компетентности.

Кроме того, учебные программы обновленного содержания образования предполагают новый формат работы учителя, предоставляют ему свободу выбора форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Важно, чтобы учитель шел в ногу с современными тенденциями в образовании, постоянно работал над совершенствованием своих знаний и умений, умел применять достижения педагогической науки и практики», - говорится в ИМП на данный учебный год.

Страницы 408-420 (список литературы  для учителей, учащихся и родителей)

 

 В 2020 - 2021  учебном году вниманию учителей были предложены следующие  произведения, взятые из списка (ИМП) рекомендованной литературы для руководителей организаций образования и педагогов:

 

№ п/п

Название

произведения

Список учителей

1

Рэндалл Инглунд и Альфонсо Бусеро «Руководитель проектов. Все навыки, необходимые для работы»

Симанович Л.В.

Сарбасова К. А.

Стародубцева Е.В.

Тажина М.К.

Гавлик Н.Ш.

Дубровская Е.Н.

Дузенова Л.А.

Нурмухамедова А.У.

Рузикулова А.Б.

 

2

Дуг Лемов

«Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей»

 

Молодые специалисты:

Жиляева Д.Ю.

Серикова А.А.

Пивоварова Т.И.

Миханова К.В.

Рузикулова А.Б.

Асташкина Е.А.

Байтурсынов  Д. С.

3

Харпер Ли

 «Убить пересмешника»

Кайгородова В.Ф.

Сыздыкова  Д.Б.

Баймухамбетова  З.А.

Муталина Д.

4

Нина Джексон «Классный учитель. Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии».

Для руководителей МО

5

Джули Литкотт-Хеймс «Отпустите их. Как подготовить детей к взрослой жизни»

Ньюфельд Гордон, Матэ Габор «Не упускайте своих детей».

Книги для родителей.

 

Для рефлексии по прочитанным книгам были разработаны два варианта. В рефлексии включены активные методы изучения: ПОПС – формула, составление цитатника, рефлексия настроения и эмоциональности, рефлексия «Маятник».

 

Вариант 1.

Группа «Читаем вместе - 2020»

ФИО члена группы_____________________________________________________________

Название книги, автор­­­­­____________________________________________________________________

  1. Из истории метода «ПОПС-формула»: этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права. В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет уча­щимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. На сегодняшний день данная формула часто встречается в школьных казахстанских учебниках.

Используя данный метод,

проведите рефлексию  по прочитанному вами произведению.

  1. Стратегия «ПОПС-формула»

ПОПС-формула

Предложения, отражающие

четыре момента

ПОПС – формулы

Дополнительный комментарий

П –

позиция

Я считаю, что

 

 

 

О –

объяснение

(или обоснование)

Потому что

 

 

 

П –

пример

Я могу это доказать это на примере

 

 

 

С –

Следствие

 (или суждение)

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что

 

 

 

 

 

  1. Используя, форму рефлексии настроения и эмоциональности «Букет настроения», расскажите о своём эмоциональном состоянии во время прочтения книги.

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Оставьте свой отзыв  прочитанной книге.

А) Насколько важна тема (темы), затронутая автором?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Ваши мысли и чувства относительно прочитанной книги__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

Группа «Читаем вместе-2020»

ФИО члена группы__________________________________________________________

Название книги, автор ­­­­­___________________________________________________________________________________

Рефлексия  по прочитанному произведению.

  1. Предлагаем составить ЦИТАТНИК по книге. Для этого во время чтения заполните таблицу по образцу (возможно, вы предложите свой вариант оформления цитатника).

цитата

 из книги

почему решил(-а)

выписать

согласен(-на)/ не согласен(-на) с автором.

ПОЧЕМУ?

возьму/ не возьму на заметку

в какой области может пригодиться?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рефлексия «Маятник настроения».

Поделитесь, пожалуйста, своим эмоциональным состоянием во время прочтения книги при помощи фотографий, помещённых ниже. На каком уровне находился маятник?  Как вы думаете, чем это было обусловлено?

 

 

 

 

 

  1. Рефлексия «А напоследок я скажу…»

Оставьте, пожалуйста, свой отзыв  прочитанной книге.

А) Насколько важна тема (темы), затронутая автором?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Оценка персонажей (главного персонажа), их действий______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Ваши мысли и чувства относительно прочитанной книги_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Для выступления на педагогическом совете спикерами были назначены Дузенова Л.А., Миханова К.В., Кайгородова В.Ф., которые успешно справились со своей  задачей.

          Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего.  Встречи творческих групп, выступления на педагогическом совете руководителя и спикеров групп ещё раз доказали, что мы на правильном пути, что          повышение профессионального уровня возможно и  через чтение и анализ  художественной и документальной литературы.

            Борис Слуцкий в своём стихотворении  «Человек с книгой» написал:  «Я хочу... чтобы всегда, всю жизнь был – человек с книгой». Да пусть будет так всегда!!!

 Тем более оксфордские учёные доказали, что это ОЧЕНЬ важно и для здоровья.